11.02.2019

СОВЕТ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА: СТАТУС, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ

СОВЕТ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА: СТАТУС, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ

Борьба с корупцией в Украине фактически приобрела статус национальной идеи, о ней много говорят и пишут, ищут пути преодоления и усиление ответственности за корупционные правонарушения. На фоне такой активной борьбы многие начали забывать, что на сегодняшний день бизнес часто сталкивается с проблемами, которые нельзя отнести к прямо корупционным нарушениям, но их решение нуждается в быстрой реакции и необходимости вмешательства, так сказать, посредника, который смог бы усадить за стол переговоров стороны конфликта.

Наверное тяжело сегодня найти в Украине представителя бизнеса, который не столкнулся бы с ситуацией, когда государственный орган, обязанный выдать разрешительный документ, без обьяснений причин отклазывает принимать решение о его выдаче; или, к примеру, когда по результатам налоговой проверки ГФС доначисляет налогоплательщику сумму к оплате на основании призрачной налоговой информации, или невозможности провести проверку контрагента. Ярким примером в практике нашего объединения был случай, когда ГФС не смогла найти и проверить Государственное предприятие Укрспецэкспорт.

Понятно, что в большинстве случаев такие действия или бездействия субъекта властных полномочий являются противоправными…, но защита своих прав в суде всегда связано с дополнительными финансовыми тратами: оплатой судебного сбора, услуг за правовую помощь, проведением экспертиз и т.д.

Распространенной является ситуация, когда предприятие получает решение суда на взыскание с должника денежных средств, а государственный исполнитель не предпринимает никаких действий для его исполнения из-за своего личного нежелания, не знания или простой загруженности.

Отдельная категория конфликтов и нарушений прав бизнеса возникает при взаимодействии с контролирующими органами. Достаточно вспомнить те же отказы в регистрации налоговых накладных или камеральные проверки при попытке заявить возмещение НДС.

Обычно такие вопросы бизнес передает на рассмотрение судов, потому что методы административного обжалования являются крайне не эффективными, поскольку в большинстве случаев жалоба на решение контролирующего органа рассматривается без вызова заявителя; и по-факту рассмотрения направляются отписки, которые, в большинстве случаев, не имеют никакого отношения к самой жалобе, что говорит о качестве рассмотрения таких жалоб.

Для решения таких конфликтных ситуаций в декабре 2014 года в Украине заработал новый институт защиты прав бизнеса – Совет бизнес-омбудсмена.
Что это такое и как упомянутая структура может помочь украинскому бизнесу будем разбираться далее.

Как обозначено на официальной веб-странице Совета бизнес-омбудсмена (https://boi.org.ua), Совет бизнес-омбудсмена (дале – Совет) представляет и защищает интересы бизнеса в государственных органах. Новая организация направлена на обеспечение прозрачного ведения бизнеса в Украине. Совет бизнес-омбудсмена финансируется за счет мультидонорского счета ЕБРР, который открыт в 2014 году для создания благоприятных условий ведения бизнеса для украинских предпринимателей, донорами которого являются: Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Германия, Польша, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и ЕС.

Итак, во-первых, Совет защищает интересы бизнеса в государственных органах, т. е. в отношениях бизнеса и государства.

Во-вторых, Совет финансируется не государством, а соответственно является финансово независимым от государства.

В-третьих, Совет призван обеспечить прозрачное ведение бизнеса в Украине, и жалобщик должен быть готов к открытому диалогу, и открытому рассмотрению его вопроса.

В-четвертых, Совет не берется за все дела подряд и без разбору. Решение о начале рассмотрения дела принимается только после изучения всех предоставленных документов, и только после этого Совет начинает фактически защищать права жалобщика.

При этом, нужно обозначить, что в любом случае, даже если дело не откроют, вам объяснят, почему нарушение прав не усматривается или почему защита таких прав не является возможным со стороны Совета и посоветуют как нужно действовать дальше.

Совет бизнес-омбудсмена в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, указами Президента Украины и постановлениями Верховного Совета Украины, принятыми в соответствии с Конституцией и законами Украины, актами Кабинета Министров Украины, другими законодательными актами и Меморандумом о взаимопонимании по поддержке украинской антикоррупционной инициативы от 12 мая 2014 года.

Так, у одного из наших клиентов возникли разногласия с органами ГФС в вопросе лицензирования продажи алкоголя. Поставив себе цель что-то изменить в стране, наш клиент не смог получить более-менее вразумительного ответа от органа лицензирования: Почему ФЛП на едином налоге может получить лицензию на торговлю пивом, но не сидром и перри, хотя эти напитки по технологии изготовления имеют сходство со столовым вином, лицензия на продажу которого не нужна в принципе? Никто просто не хотел его слушать. Было принято решение обратиться к Совету бизнес-омбудсмена с просьбой о помощи в коммуникации. И вот, через 4 месяца с момента обращения после проведенной титанической работы, проведенной Советом, имеем первый результат – в Налоговый кодекс Украины внесены изменения и теперь ФЛП на едином налоге может торговать не только пивом, но и сидром, перри, при наличии лицензии на розничную торговлю алкоголем.

В данном случае, Совет фактически обеспечил конструктивный диалог бизнеса и власти. К слову, Совет был первым органом, который обратил внимание именно на проблематику разного подхода к продаже одной группы товаров.
Одной из ключевых целей Совета бизнес-омбудсмена является обеспечение эффективной системной коммуникации бизнеса с властью, органами государственной власти и местного самоуправления, а также предприятиями, которые находятся в государственной собственности или подчиняются государственным органам.

Поэтому, можно смело утверждать, что у бизнеса появился новый эффективный способ решать конфликтные ситуации с властью, которым можно и нужно пользоваться.

Так же нужно обозначить, что в отчетах и уведомлениях о результатах расследования Совет не обнародует данные заявителя,. Ваше имя и электронная почта необходимы для того, чтобы Совет бизнес-омбудсмена смог связаться с вами по сути вашей жалобы.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что бизнесу целесообразно пользоваться дополнительными инструментами для решения проблемных вопросов с органами государственной власти, одним из которых является Совет бизнес-омбудсмена. Это не панацея от всех проблем, однако способ быстрого и экономически не затратного решения нарушений прав бизнеса со стороны государственных органов.

Кроме того, публичность, это именно то, чего не хватает в отношениях бизнеса и власти, а Совет выводит рассмотрение Вашей проблемы на публичный уровень, что может иногда может гантировать Вам обьективное рассмотрение, а это существенно облегчает диалог с органами государственной власти.

P.S. Femida Legal Association в интересах своих клиентов неоднократно обращалось за помощью к Совету бизнес-омбудсмена. После вмешательства Совета все конфликты были решены в пользу наших клиентов.


Олександр Гайдак
адвокат, старший партнер
Femida Legal Association

Cookie. Файл cookie - это небольшой текстовый файл, который создает веб-сайт который вы посещаете и сохраняет на вашем компьютере. Файлы cookie используются на многих сайтах, чтобы предоставить посетителям доступ к различным функциям. Подробнее на странице конфиденциальности.
Согласен